ИССЛЕДОВАНИЕ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР МОЗГА В ДИАДЕ «МАМА–РЕБЕНОК»

Автор(и)

  • Светлана ГРИГОРЬЕВА Центр семейной нейрокоррекции и психотерапии «Таламус-вита»

Ключові слова:

диада « мать–ребенок», асимметрия с соотнесением латераль- ности, привязанность, функциональная специализация полушарий, зрительные бугры, α-ритм, послеродовый стресс, патология развития, позная асимметрия

Анотація

Постановка проблемы. Исследование асимметрии мозга в диаде «мать– ребенок» в рамках теории привязанности являются необходимыми и актуальными, посколь- ку для развития ребенка первый триместр является морфо-образующим. Актуальность исследования. Совпадение или несовпадение параметров асимметрии мозговых структур участников взаимодействия является важным фактором во взаимопонимании между людь- ми. Нас интересовало, существует ли связь между параметрами асимметрии мозговых структур в диаде « мать–ребенок», и как распределяются эти параметры (латеральность) в паре «ребенок-мать». Анализ последних исследований и публикаций. Исследователи моде- лей привязанности « мать–ребенок» уделяют большое внимания мимике матери как одному из основных объектов, формирующих систему «мозг-тело» младенца. Поиск близости проис- ходит через визуальный контакт с матерью, но особенно путем следования за матерью и установления телесного контакта с ней. Формулировка цели статьи. Цель исследования - определить роль асимметрии мозговых структур мамы и ребенка в формировании патоло- гической или нормальной привязанности. Изложение основного материала. В исследовании изучались латеральные показатели позной асимметрии мозга 312 подростков и их матерей. Для исследования использовались 4 показателя латерального профиля: переплетение пальцев рук, скрещение рук на груди («поза Наполеона»), прицеливание (выявление доминантного глаза) и аплодирование (нахождение активной руки). Исследования показали, что в нашей выборке мать с ребенком имеют достоверную обратную зависимость в зрительных буграх. Поскольку α-ритм у новорожденных отсутствует и, учитывая данные, полученные нами, о связи между мамой и ребенком в зоне зрительных бугров, можно предположить, что ребенок бессознатель- но подстраивает свой таламический водитель α-ритма под материнский α-ритм, компенса- торно ориентируясь на поддержание сенсорных импульсов матери, таким образом формиру- ется со-стояние пары «мать- младенец». У детей с патологией зрения контакт с матерью происходит через сомато-сенсорные пути, которые также замыкаются в таламусе. Исходя из этого, мы можем предположить, что в первые три месяца идет настройка взаимодействия младенца с матерью не столько через взгляд и ее мимику, сколько через некую резонансную со-настройку мозга ребенка с мозгом матери посредством α – ритма. Этот период можно назвать «четвертым триместром беременности». Выводы и перспективы дальнейших исследований. Пробы по определению ведущего глаза у матерей и их детей показали значимую отрицательную корреляцию, что подтверждает различие в латерализации, локализованной в таламусе, где расположены «зрительные бугры». Ребенок бессознательно подстраивает свой таламический водитель α-ритма под материнский α-ритм, компенсаторно ориентиру- ясь на поддержание сенсорных импульсов матери. Возможно, что в состоянии стойкой реак- ции гиперактивации коры (hyperarousal), «левополушарная» мама, чтобы заглушить тревогу, может полностью «отключить» сигналы (просьбы о помощи) которые посылает ей ее «пра- вополушарный» ребенок. Тем самым она, пытаясь отсоединить передачу идущей от ребенка противоречащей ее стилю мышления «опасной» информации, вызывает дефициты в его раз- витии. Несовпадение функциональной асимметрии мозговых структур участников взаимо- действия пары « мать–ребенок», в случае зрелой личности мамы, создает «нормальную» при- вязанность через анатомический и психологический баланс. Таким образом, конфликт разных стилей мышления мамы и ребенка заложен на глубинном уровне, что может быть одним из условий обеспечения эволюционного развития человека.

Посилання

Бріш К. Х. Терапія порушень прихильності: Від теорії до практики. Москва : ІП РАН «Когіто-Центр», 2012. 316 с.

Спрінгер С., Дейч Г. Лівий мозок, правий мозок. Москва : Мир, 1983. 182 с.

Хасабов Г.А. Короткий довідник з фізіології нервової системи. Луганськ : ООО «Віртуальна реальність», 2007. 452 с.

Чуприков А. П., Мишиєв В. Д. Латеральність населення наприкінці 70-х і на початку 80-х років. До історії латеральної нейропсихології та нейропсихіатрії. Донецьк : Вид.Заславський Ю. А., 2010. 192 с.

Нік Тоттон (Nick Totton). Тристороння модель регуляції Алана Шора. URL : https://www.google.com.ua/search?q=%D0%B0%D0%BB% D0%B0%D0%BD+%D1%88%D0%BE%D1%80+%D0%BA%D0%BD%D0%B8% D0%B3%D0%B8&oq=%D0%90%D0%BB%D0%B0%D0%BD+&aqs=chrome.4.69i 57j0l3j35i39j0.6267j0j8&sourceid=chrome&ie=UTF-8#

Bryan Kolb, Ian Q. Fundamentals of Human Neuropsychology. Whishaw: Worth Publishers, New York, 2015. 873 р.

Sieratzki J. S., Woll B. Neuropsychological and neuropsychiatric perspectives on maternal cradling preferences. Epidem. Psichiatr. Soc. 2002. Vol. 11. P. 170–176.

S. Murray Sherman, Ray W. Guillery. Exploring the Thalamus: [англ.]. 1-е изд. Academic Press, 2000. 312 с.

##submission.downloads##

Опубліковано

2021-12-06

Як цитувати

ГРИГОРЬЕВА, С. (2021). ИССЛЕДОВАНИЕ АСИММЕТРИИ МОЗГА И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР МОЗГА В ДИАДЕ «МАМА–РЕБЕНОК». Сучасна медицина, фармація та психологічне здоров’я, (1(4), 17-40. вилучено із http://journals.maup.com.ua/index.php/psych-health/article/view/54