ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЛЕКСНОЙ ИГРОВОЙ КИНЕЗИТЕРАПИИ

Автор(и)

  • Татьяна ЧЁРНАЯ Инклюзивно-ресурсный центр № 3 Деснянского района г. Киева

Ключові слова:

дети, двигательные навыки, кинезитерапия, аутизм, сенсорная интеграция

Анотація

Постановка проблемы. Согласно статистическим данным, количество детей с аутизмом с каждым годом увеличивается во всем мире, при этом у трети аутич- ных детей есть двигательные нарушения. Двигательные проблемы встречаются так же часто, как и когнитивные нарушения. Поэтому физические нагрузки необходимы в комплекс- ной программе занятий для ребенка с аутизмом. Физкультура может стать поддержкой и проводником в социум для многих детей, катализатором в правильном построении кор- рекционно- развивающем процессе для ребенка с аутизмом. Анализ последних исследова- ний и публикаций. Сегодня дети с аутизмом стали неотъемлемой частью современного общества. Заболеваемость аутизмом в Киеве за последние восемь лет выросла в 4,5 раза. Несмотря на большое количество исследований и публикаций, проблема раннего детского ау- тизма является актуальной в области практической медицины, психологии, коррекционной педагогики. Дети с аутизмом не только отличаются своим поведением, мышлением, воспри- ятием мира. У них еще часто встречаются двигательные нарушения в виде неуклюжести, необычной походки, координации движения, гипотонус или гипертонус мышц. У детей дви- гательные расстройства ограничивают возможности для развития и познания мира. Это приводит к замкнутости, ограничивает социальное взаимодействие. Поэтому физкультура может стать поддержкой и проводником в социум для многих детей, катализатором в пра- вильном построении коррекционно-развивающего процесса для ребенка с аутизмом. Форму- лирование цели статьи. Цель исследования – изучить двигательные особенности детей с аутизмом и разработать авторский эффективный метод формирования двигательных на- выков у детей с аутизмом. Изложение основного материала. Метод комплексной игровой кинезитерапии, разработанный нами под руководством профессора А. П. Чуприкова, направ- лен на коррекцию психологических особенностей и сенсорики детей с аутизмом и отклоне- ниями в развитии психики и поведения. С помощью этого метода появляется возможность влиять на онтогенез психики на самом раннем этапе, когда ребенок еще не может вступать в речевой контакт. Комплексность метода состоит в привлечении самых разных приемов воздействия на органы чувств и костно-мышечную систему (пальцевой массаж, элементы кранио-сакральной терапии, элементы йоги, динамическая гимнастика на мяче для фит- неса, сенсорные игры). Важным компонентом игровой кинезитерапии являются занятия на мяче. Для родителей это также является хорошей терапией, т.к. они с удовольствием наблюдают за занятием, учатся новым приемам в игре с ребенком, благодаря чему ребенок становится более радостным, раскрывается в большем объеме. Выводы и перспективы дальнейших исследований. Метод игровой кинезитерапии с использованием мяча для фит- неса можно рекомендовать для формирования психомоторной и интеллектуальной дея- тельности ребенка и становления у него важнейших двигательных навыков, составляющих основу не только игровой, но также учебной и трудовой деятельности. Этот универсальный метод оздоровления ребенка с аутизмом может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими медицинскими и психолого-педагогическими методами коррекции.

Посилання

Статистика захворюваності на аутизм. URL : https://www.rbc.ua/rus/news/kievezabolevaemost-autizmom-vyrosla-4-5- 1522684769.html

Гінзбургг В. Величезна надія в справі діагностики аутизму покладається на батьків. Київ – офіційний портал. URL: https://kyivcity.gov.ua/news/velichezna_nadiya_u_spravi_pervinno_diagnostiki_autizmu_pokladayetsya_na_batkiv valentina_ginzburg/

Богдашина О. Б. Сенсорно-перцептивні проблеми при аутизмі. Красноярськ, 2014. 180 с.

Zeliadt N. Motor problems in autistic people may be grossly underestimated | Nicolette Zeliadt. Spectrum. URL : https://www.spectrumnews.org/news/motor-problems-in-autisticpeople-may-be-grossly-underestimated

Кришталь-Слепян М. Ода фізкультурі, або Чому спорт є необхідним в комплексній програмі занять для дитини з аутизмом. Аутизмі порушення розвитку. 2018. Т. 16. № 1. С. 61–68.

Чуприков А. П., Зайцев Д. В., Таршинов І. В., Чорна Т. В. Патент на корисну модель № 78372 «Спосіб лікування дитячого аутизму з застосуванням ігрової кінезітерапії». Зареєстровано в Державному реєстрі патентів України на корисні моделі 11.03.2013 р.

Чуприков А. П. Патент на корисну модель №88247 «Спосіб лікування дитячого аутизму». / Чуприков А. П., Чуприкова О. Г., Чорна Т. В., Таршинов І. В., Рожков В. С., Мишиєв В. Д., Зайцев Д. В., Чухраєв М. В. Зареєстровано в Державному реєстрі патентів України на корисні моделі 11.03.2014 р.

Чуприков А. П., Чорна Т. В. Про необхідність комплекмної сенсорної інтеграції в дітей з патологією розвитку. Науково-практичний рецензуємий журнал «Вчені записки». Вісник Академії. Хайфа, 2018. Т. 10. № 2. С. 190–193.

Чорна Т. В. Порушення сенсорно-перцептивної сфери та методи її інтеграції в дітей з аутизмом. Колективна монографія «Цунамі дитячого аутизму». М. : ІДГТ «Гнозис», 2017. С. 154–169.

Овчинников В. П. Фетисова С. Л., Несмеянов А. А. Баскетбол і здоров’я дитини. Грозний, 2020. 265 с.

##submission.downloads##

Опубліковано

2021-12-06

Як цитувати

ЧЁРНАЯ, Т. (2021). ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ ПРИ ПОМОЩИ КОМПЛЕКСНОЙ ИГРОВОЙ КИНЕЗИТЕРАПИИ. Сучасна медицина, фармація та психологічне здоров’я, (1(4), 237-253. вилучено із http://journals.maup.com.ua/index.php/psych-health/article/view/73