СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В ШКОЛЕ С ПОЛИЭТНИЧЕСКИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Abstract
Сам факт возникновения конфликтов на профессиональной почве психологи считают вполне нормальным (В. Зигерт и Л. Ланг). При этом уже разработаны и успешно используются на практике методы преобразования деструктивного конфликта в конструктивный. Наличие конфликтогенных ситуаций может значительно осложнить деятельность руководителя, не снижая ее эффективность. Однако из практики известно, что в полиэтническом коллективе любой повод для противостояния, столкновения мнений в процессе профессионального взаимодействия часто служит катализатором негативных эмоциональных реакций этнического происхождения. Реальность этого факта подтверджена серией специальных экспериментов, проведенных автором в 1996-1999 гг. на базе четырех школ Карачаево-Черкесской Республики. Полученные данные также свидетельствуют, что влияние этнопсихологического фактора на управленческое общение может быть существенно снижено за счет рационализации отношений в процессе общей профессиональной деятельности. Этому служат рефлексия эмоциональных состояний в общении, осознание реальных (исторических) причин их появления, объективная оценка смысла межэтнических автоматизмов и этнического фаворитизма с позиций современного научного знания.